Уважаемые налогоплательщики!
ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа – Югры информирует об изменении налогового законодательства в 2021 году:
Налог на прибыль организаций
Уточнены условия предоставления грантов.
Подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится, в частности, имущество, полученное в виде грантов.
В целях применения главы 25 Налогового кодекса грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет ряду условий. Одно из таких условий прописано в абзаце 8 вышеуказанного подпункта. Согласно данному абзацу гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, НКО, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.
С 01.01.2021 в абзац 8 внесено дополнение: институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку государственных программ и проектов за счет субсидий, предоставленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, на реализацию указанных государственных программ и проектов.
Уточнено понятие «целевые поступления».
При определении налоговой базы согласно пункту 2 статьи 251 Налогового кодекса не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). Т.е. целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, решений органов управления государственных внебюджетных фондов (а также целевые поступления от других организаций и
(или) физических лиц) и использованные указанными получателями по назначению.
С 01.01.2021 целевыми признаются поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от организаций и (или) физических лиц, а также на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов и использованные указанными получателями по назначению.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса к целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся:
— имущественные права в виде права безвозмездного пользования имуществом, полученные некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (новая редакция подпункт 16);
— средства в виде взносов финансовых организаций, поступающих в фонд финансирования деятельности финансового уполномоченного, образованный в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых Налогового кодекса распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2019.
Несколько значимых поправок внесены в отношении нематериальных активов (далее – НМА).
Так, список имущества, не подлежащего амортизации, приведенный в пункте 2 статьи 256 Налогового кодекса, дополнен НМА, созданными в результате произведенных расходов на НИОКР, в отношении которых налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 статьи 286.1 Налогового кодекса (введен подпункт 13).
А в пункт 3 статьи 257 Налогового кодекса внесено уточнение о том, что остаточная стоимость НМА определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации.
Кроме того, в абзаце 1 подпункта 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса теперь прописано, что остаточная стоимость НМА, являющегося амортизируемым имуществом, может быть учтена при его реализации.
Также сейчас на НМА распространяется действие подпункта 4 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса, в котором сказано, что при реализации объекта ОС, в отношении которого использовалось право на применение инвестиционного налогового вычета, до истечения срока его полезного использования налогоплательщик вправе уменьшить доходы от подобных операций на первоначальную стоимость данного объекта ОС при условии
восстановления в соответствии с пунктом 12 статьи 286.1 Налогового кодекса суммы налога, не уплаченной в связи с применением такого вычета.
Все вышеперечисленные изменения вступили в силу 01.01.2021.
Расходы, не учитываемые при налогообложении
При определении налоговой базы с 01.01.2021 не учитываются расходы на НИОКР, в отношении которых налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в соответствии со статьей 286.1 Налогового кодекса. Это следует из обновленного пункта 48.27 статьи 270 Налогового кодекса.
Особенности применения метода начисления НКО.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, подлежат распределению пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Однако данное правило с 01.01.2021 не применяется к расходам НКО, относящимся к уставной некоммерческой деятельности, которые должны осуществляться за счет средств целевого финансирования и (или) целевых поступлений, не учитываемых при определении налоговой базы.
Резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год.
На основании статьи 324.1 Налогового кодекса к расходам, учитываемым для целей налогообложения прибыли, относятся, в частности, расходы на оплату труда в виде отчислений в резерв предстоящих расходов:
— на оплату отпусков;
— на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год.
При этом в пункте 6 статьи 324.1 Налогового кодекса сказано, что организация должна осуществлять отчисления в резерв предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год в порядке, предусмотренном пунктами 1 — 5 вышеуказанной статьи.
Особенностям формирования обозначенного резерва теперь посвящен обновленный пункт 7 статья 324.1 Налогового кодекса (применяется с 01.01.2021). Согласно данному пункту инвентаризация резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год осуществляется до момента представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации,
превышает сумму резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода. Если сумма вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год, фактически начисленных до даты инвентаризации, оказывается меньше суммы резерва, сформированного на последнюю дату отчетного (налогового) периода, то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода.
При определении суммы фактически начисленного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год не учитываются расходы, списанные за счет резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде.
Утрачивает силу статья 331.1 Налогового кодекса, предусматривающая особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями.
Изменение налогового законодательства по налогу на прибыль организаций: IT – Маневр
С 1 января 2021 года в Налоговый кодекс внесены изменения в целях стимулирования разработчиков программного обеспечения, баз данных. IТ-Маневр предусматривает предоставление льгот в виде снижения действующей тарифной ставки страховых взносов, снижения ставки налога на прибыль. освобождения от налога на добавленную стоимость. Целью IТ-Маневра является высвобождения денежных средств для разработки программных продуктов.
Для применения льготной ставки, налогоплательщиками, осуществляющими разработку программных продуктов, необходимо одновременное выполнение трех условий:
— доля дохода от услуг в области информационных технологий должна быть не менее 90% от общей суммы доходов;
— организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
— среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек.
При проверке обоснованности льготы необходимо учитывать следующие особенности:
1) Поскольку льгота предусматривает поддержку для разработчиков программного обеспечения, то перепродажа программного продукта разработанного иным лицом не учитывается в доле доходов для применения льготной ставки.
2) Также при определении доли доходов для применения льготной ставки в 90% не учитываются доходы от предоставления прав использования программ
для ЭВМ, баз данных только для распространения рекламной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещения предложения о приобретении (реализации) товаров (работ, услуг), имущественных прав в сети «Интернет», осуществления поиска информации о потенциальных покупателях (продавцах) и (или) заключать сделки. При этом, разработка маркетплейса относится к доходам от услуг в области информационных технологий.
3) В случае реорганизации юридического лица в форме выделения или разделения с передачей исключительных прав на программы ЭВМ (базы данных) организации-правопреемнику, организация-правопреемник для расчета доли в 90 процентов вправе учитывать все виды доходов, предусмотренных в абзаце 4 пункта 1.15 статьи 284 Налогового кодекса в редакции, при условии, что указанные программы ЭВМ (базы данных) были разработаны (созданы) реорганизованной организацией. Реорганизация с целью получения налоговой льготы не является противозаконной.
4) Позиция по порядку применения льготы в случае, если организацией все три условия для применения льготы были соблюдены не с начала налогового периода, до настоящего времени не согласована с Минфином России.
5) В среднесписочную численность 7 человек могут входить не только работники осуществляющие деятельность в сфере IT технологий. При этом, в штате организации должны быть сотрудники, осуществляющие разработку программных продуктов, а количество обслуживающего персонала должно быть достаточным для выполнения работы.
Налог на добавленную стоимость (далее – НДС)
Особенности применения льготы по НДС (IT – Маневр). Если по налогу на прибыль организаций в рамках IТ-Маневра была введена новая льгота, то по НДС были внесены изменения в ранее действующую льготу. В связи с этим были рассмотрены особенности переходного периода для применения ставки 0% по НДС.
— для применения льготы не имеет значение дата заключения договора, по общему правилу применяется дата оказания услуги, выполнения работы. Таким образом, если налогоплательщик выполнил работу после 1 января 2021 года по договорам, заключенным до 2021 года, то он вправе применить льготу по таким операциям;
— в отношении авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок до 1 января 2021 года, возможно 2 варианта. В первом варианте
вносятся изменения в договор, снижается цена на сумму НДС, который возвращается покупателю. В данном случае, налогоплательщик вправе поставить сумму налога к вычету. Во втором варианте изменения в договор не вносятся и соответственно цена не изменяется. Позиция по вопросу возврата НДС, исчисленную с авансовых платежей, находится на согласовании с Минфином России.
1) Если условием применения льготы по налогу на прибыль организаций является включение налогоплательщиков в реестр государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, то по НДС исключительные права на программы для электронных вычислительных машин и базы данных должны быть включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
2) По НДС позиция по применению льгот, в случае если условия были соблюдены не с начала налогового периода, на данный момент разработана. Льгота применяется с даты включения программного обеспечения в реестр, до этой даты действует ставка 20%.
3) Льготой по НДС могут пользоваться не только разработчики программного продукта, но и в случае дальнейшей продажи программного продукта третьим лицам.
Кроме того, в части НДС внесены следующие изменения Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»:
Скорректирован порядок возмещения.
Согласно пункту 6 статьи 176 Налогового кодекса при отсутствии у налогоплательщика недоимки по НДС, иным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, сумма НДС, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на открытый в банке счет налогоплательщика, указанный им в заявлении о возврате суммы налога. При наличии письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих платежей по НДС или иным налогам (причем не только федеральным).
При нарушении сроков возврата суммы НДС начиная с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога,
начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, подлежащие уплате налогоплательщику в порядке и срок, которые установлены пунктом 10 статьи 78 Налогового кодекса (пункт 10 статьи 176 Налогового кодекса в редакции Федерального закона № 374-ФЗ).
Для справки. Новые положения о порядке уплаты налоговым органом процентов за несвоевременный возврат налога включены в пункт 10 статьи 78 Налогового кодекса. Они также введены Федеральным законом № 374-ФЗ, но действуют уже с 23 декабря 2020 года.
Согласно обновленной редакции указанного пункта, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока (то есть по истечении месяца со дня получения от налогоплательщика заявления о возврате налога), налоговым органом на сумму несвоевременно возвращенного налога начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Проценты, начисленные налоговым органом на дату вынесения решения о возврате суммы излишне уплаченного налога, подлежат уплате налогоплательщику на основании такого решения без заявления последнего об уплате процентов. В иных случаях проценты, начисленные налоговым органом, подлежат уплате налогоплательщику по его заявлению.
С 01.07.2021 — новые формы счета-фактуры, книги продаж и книги покупок, журнала учета счетов-фактур. В счете-фактуре появится строка 5а для реквизитов накладной или акта, по которым он составлен. Остальные изменения связаны с учетом прослеживаемых товаров.
С 01.07.2021 ИФНС не будет принимать декларации с ошибками в контрольных соотношениях (статья 174 Налогового кодекса).
Декларацию за 3 квартал сдают по новой форме. Форма декларации по НДС и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (в ред. Приказа ФНС России от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@).
Налог на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ)
Изменены условия определения количества добытой нефти из некоторых залежей углеводородного сырья.
При определении количества добытой нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, а также фактических потерь при ее добыче в отношении нефти, добываемой из некоторых залежей углеводородного сырья, налогоплательщик должен соблюдать условия, указанные в пункте 9 статьи 339 Налогового кодекса.
В частности, производится измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств.
Сейчас такие процедуры осуществляются по каждой работающей скважине в течение налогового периода. Количество измерений, проводимых в течение налогового периода, определяется как деление количества дней работы скважины в налоговом периоде на число семь и округляется до целого значения в соответствии с действующим порядком округления, но не реже одного раза в данном налоговом периоде (подпункт 2 пункт 9 статьи 339 Налогового кодекса).
Ранее измерение количества добываемой скважинной жидкости и определение ее физико-химических свойств осуществлялись по каждой скважине, работающей на залежи углеводородного сырья, не реже четырех раз в месяц.
Введен рентный коэффициент (КРЕНТА) к налоговой ставке.
Пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса установлены ставки НДПИ в зависимости от вида полезного ископаемого.
С 01.01.2021 эти ставки умножаются на рентный коэффициент КРЕНТА, полученные величины являются новыми налоговыми ставками (пункты 2, 6 статьи 342 Налогового кодекса).
Коэффициент КРЕНТА устанавливается в размере 3,5 в отношении: калийных солей; апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд; кондиционных руд черных металлов; руд редких металлов, образующих собственные месторождения; редких металлов, являющихся попутными компонентами в рудах других редких металлов, образующих собственные месторождения, рудах других полезных ископаемых, многокомпонентных комплексных рудах; горно-химического неметаллического сырья (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд); соли природной и чистого хлористого натрия; нефелинов, бокситов; горнорудного неметаллического сырья; иных полезных ископаемых, не включенных в другие группировки; концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); драгоценных металлов, являющихся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды (за исключением золота); кондиционного продукта пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья; кондиционных руд цветных металлов (за исключением нефелинов и бокситов); многокомпонентных комплексных руд и полезных компонентов многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края.
Акцизы
Новые положения для организаций, производящих непищевую спиртосодержащую продукцию.
Статьей 179.2 Налогового кодекса предусмотрена выдача свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с этиловым спиртом.
С 01.01.2021 такое свидетельство (а именно свидетельство на производство спиртосодержащей непищевой продукции) могут получить организации, осуществляющие производство спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля), в качестве сырья для производства которой (в процессе производства которой) используется этиловый спирт (подпункт 6 пункт 1 статьи 179.2 Налогового кодекса).
Такое свидетельство выдается при наличии у организации на праве собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) мощностей по хранению этилового спирта, по производству, хранению и отпуску спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля), в качестве сырья для производства которой (в процессе производства которой) используется этиловый спирт (подпункт 6 пункт 4 статьи 179.2 Налогового кодекса).
Документы, необходимые для получения свидетельства, перечислены в пункт 4.1 статьи 179.2 Налогового кодекса.
Получение (оприходование) этилового спирта организацией, имеющей данное свидетельство, признается объектом налогообложения (подпункт 20.1 пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса). Но передача произведенного этилового спирта для производства спиртосодержащей непищевой продукции в виде геля, крема на гелевой основе (крем-геля) в структуре организации, имеющей свидетельство, не облагается акцизами (подпункт 8 пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса).
Документы для получения свидетельства о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.
Статьей 179.5 Налогового кодекса предусмотрена выдача свидетельств о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.
С 01.01.2021 для получения свидетельства налогоплательщик в отношении принадлежащих ему маломерных судов представляет не копию свидетельства о праве плавания под Государственным флагом РФ, а копию судового билета, подтверждающего право плавания под Государственным флагом РФ (подпункт 1 пункт 4 статьи 179.5 Налогового кодекса).
Изменения в определении средних дистиллятов.
Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 181 Налогового кодекса подакцизными товарами признаются средние дистилляты. В определение средних дистиллятов внесены изменения.
С 01.1.2021 средними дистиллятами признаются смеси углеводородов только в жидком состоянии, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев, значение показателя плотности которых не превышает 930 кг/м3 (было 1 015 кг/м3) при температуре 20 градусов Цельсия.
К продуктам, не признаваемым средними дистиллятами, отнесены высоковязкие продукты, и их определение также изменено.
Кроме того, изменения коснулись и нефтяного сырья.
Из продуктов, не признаваемых средними дистиллятами, исключены битум, асфальт, кокс, технический углерод, сера. Но прямые наименования заменены «иными продуктами, представляющими собой смесь углеводородов в жидком состоянии (при температуре 20 градусов Цельсия и атмосферном давлении 760 миллиметров ртутного столба), содержащими более 30 процентов ароматических, непредельных и (или) кислородсодержащих соединений».
Такие «иные» продукты не являются средними дистиллятами.
Из этих продуктов, в свою очередь, исключены (т.е. отнесены к средним дистиллятам): – продукты, произведенные российскими организациями, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке средних дистиллятов, и (или) свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья; – продукты, произведенные российскими организациями, не имеющими указанных свидетельств, но имеющими производственные мощности, необходимые для осуществления технологического процесса по первичной или первичной и вторичной переработке нефти и (или) газового конденсата стабильного;– продукты, реализованные российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов;– продукты, полученные российскими организациями, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами.
Изменены сроки уплаты акциза и представления деклараций для налогоплательщиков, приобретающих средние дистилляты.
До 2021 года налогоплательщики, имеющие свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, уплачивали акциз не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а налогоплательщики, приобретающие средние дистилляты у российских организаций, — не позднее 25-го числа шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции (подпункт 3 пункт 3.1, пункт 3.2 статьи 204 Налогового кодекса).
С 2021 года срок уплаты акциза налогоплательщиками, приобретающими средние дистилляты у российских организаций, не изменился, а все остальные организации, имеющие указанное свидетельство, уплачивают акциз в общем порядке — не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Также с 2021 года налогоплательщики, приобретающие средние дистилляты у российских организаций, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 25-го числа не третьего, а шестого месяца, следующего за налоговым периодом, в котором совершены соответствующие операции (пункт 5.1 статья 204 Налогового кодекса).
Специальные налоговые режимы
С 01.01.2021 повышены лимиты для утраты права на УСН: доходы — 200 млн руб., численность работников — 130 человек. При доходах от 150 до 200 млн руб. или численности от 100 до 130 человек налог надо платить по повышенным ставкам: при объекте доходы – 8 процентов, при объекте доходы, уменьшенные на величину расходов – 20 процентов. Повышенные ставки применяются с начала квартала, в котором допущено превышение доходов или средней численности работников (пункты 1.1 и 2.1 статьи 346.20 Налогового кодекса).
С 01.01.2021 на ПСН можно уменьшать стоимость патента на страховые взносы и больничные пособия за первые 3 дня болезни. Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников вправе уменьшить сумму налога до 100 процентов, индивидуальные предприниматели, имеющие работников – не более чем на 50 процентов (пункт 1.2 статьи 346.51 Налогового кодекса).
Кроме того, для розничной торговли и общепита на ПСН максимальная площадь торгового зала или зала обслуживания увеличена до 150 кв. м.