С вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности на территории Российской Федерации, наряду с федеральным государственным пожарным надзором, внедрена и развивается новая форма оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности – независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности).
Независимая оценка пожарного риска является комплексной оценкой, которая предусматривает анализ документации, обследование зданий, проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз (в т.ч. расчетов пожарного риска), подготовку вывода о выполнении условий соответствия (несоответствия) зданий требованиям пожарной безопасности, разработку противопожарных мероприятий.
Результатом аудита пожарной безопасности является заключение, которое вручается собственнику, и копия которого направляется в соответствующий орган федерального государственного пожарного надзора.
На практике это выражается в том, что собственник объекта защиты, приняв решение о проведении независимой оценки пожарного риска, совместно с аудитором может выработать ту концепцию противопожарной защиты, которая подходит именно для его объекта, оборудовать объект тем комплексом установок противопожарной защиты, который необходим для выполнения условий соответствия требованиям пожарной безопасности на основании анализа величины пожарного риска.
Важнейшим принципом проведения независимой оценки пожарного риска является собственно ее независимость.
Кроме этого, в случае поступления в орган государственного пожарного надзора заключения по результатам проведения независимой оценки пожарного риска на конкретном объекте защиты до утверждения ежегодного плана проведения плановых проверок (до 20 октября года, предшествующего году проведения плановой проверки), плановая проверка данного объекта планируется по истечении трех лет со дня поступления в орган государственного пожарного надзора данного заключения.